Как Лада Веста превращалась из золотой кареты в тыкву и наоборот

Почти полтора года прошло с тех пор, как в августе 2014 года на стенде Московского международного автосалона дебютировал первый прототип Lada Vesta. С тех пор подконтрольные АвтоВАЗу СМИ, чересчур патриотично настроенные издания и те, для кого словосочетание Lada Vesta стало лишним способом нагнать посетителей на свою страничку, ринулись освещать появление новой отечественной модели. Немалую долю интригующих подробностей в рамках выступлений и интервью «вбрасывало» руководство завода, в результате чего машина до ее первого официального тест-драйва превращалась то в суперкар, то в гужевую повозку.

Первая фотография прототипа Lada Vesta появилась на страницах газеты «Авторевю» за день до официальной премьеры на столичном автосалоне прошлого года. До этого слухов было предостаточно, но с появлением концепта все кому не лень, от руководства завода до СМИ и блогеров, стали оснащать ни в чем неповинную «Весту» межгалактическими лазерами, наряжать, словно новогоднюю елку, разукрашивать во все цвета радуги и оценивать на свой лад.

В августе 2014 года Lada Vesta прочили четыре разновидности бензиновых агрегатов объемом 1,6 литра мощностью от 87 до 114 л.с. Три мотора должны были перекочевать с «Приор» и «Калин», а самый мощный — перепасть от альянса Renault-Nissan. Этим многообещающие прогнозы не ограничились: позже прошел слушок о неком 1,8-литровом двигателе, разработанном в рамках «проекта C» десятилетней давности, мельком прозвучало мнение «экспертов» о 117-сильном агрегате Renault 1.6, а затем — аж о турбированном моторе объемом 1,4 литра мощностью 150 л.с. и 240 Нм, разработанном совместно с британцами из Ricardo.

Весной 2015 года количество двигателей для российского седана сократилось до трех: двух — разработки АвтоВАЗа мощностью 87 и 106 л.с. и 114-сильного варианта мотора уже от Nissan. Чуть позже из списка силовых агрегатов исключили самый слабый двигатель 1.6 мощностью 87 л.с., а на первом тест-драйве седана в Италии журналистам выдали машины лишь со 106-сильным (148 Нм) мотором объемом 1,6 литра, с которым модель и поступила в продажу 25 ноября. И даже сейчас окончательной ясности нет. Вроде у «Весты» будет иностранный силовой агрегат, но когда — непонятно. Зато Олег Груненков, руководитель проекта по созданию автомобиля, вновь заговорил о 120-сильном 1,8-литровом двигателе собственной разработки АвтоВАЗа и о 1,4-литровом агрегате. Только сказать, когда они появятся, топ-менеджер не смог.

Примерно такая же ситуация произошла и с трансмиссиями. О двух коробках передач говорилось постоянно: французской 5-ступенчатой «механике» JH3 и 5-ступенчатом «роботе» с одним сцеплением от «Приор» и «Грант» разработки АвтоВАЗа и ZF. Но 15 июня в интервью телеканалу «Россия 24» Бу Андерссон пообещал, что Lada Vesta получит три типа трансмиссии: 5-ступенчатую механическую, роботизированную и вариатор. Последний, по всей видимости, должен был сочетаться с тем самым японо-французским мотором, однако с началом серийного производства и выходом первых товарных партий машин разговоры про бесступенчатые трансмиссии вдруг утихли и вариаторы оказались слишком дороги даже для локальной сборки.

В ИТОГЕ ВСЕ, ЧТО ВЫ СЛЫШАЛИ ПРО ДВИГАТЕЛИ И КОРОБКИ LADA VESTA, СВЕЛОСЬ К ЕДИНСТВЕННОМУ, ДАВНО ЗНАКОМОМУ 1,6-ЛИТРОВОМУ МОТОРУ, КОТОРЫЙ БУДЕТ АГРЕГИРОВАТЬСЯ ТОЛЬКО С ДВУМЯ КОРОБКАМИ: «МЕХАНИКОЙ» И «РОБОТОМ».

Но вернемся на Московский автосалон. Именно тогда Х-образный триумфатор оброс первыми серьезными подробностями. Совершенно новая платформа Lada B, рулевое управление и задняя подвеска от Renault Megane, доводка в Европе и так далее, и тому подобное. Никто не лазил под днищем «Весты» с линейкой и не забирался потом под кузов «Мегана», но за год как-то все забыли о схожих конструктивных особенностях. В итоге серийная машина выползла на свет, опираясь на стойки Макферсона передней частью кузова, а на задней оси — полузависимая балка. Рулевая рейка при этом тоже полностью новая и крепится непосредственно к подрамнику. Renault Megane? Похоже, но говорить об этом вслух уже никто не решился.

В начале 2015 года для Lada Vesta «разработали» полный привод. Видимо, забыв о компоновке в стиле Renault Megane, авторы «изобретения» не подумали, как карданный вал будет проходить к задней оси — под или над полузависимой балкой? И в том, и в другом случае получается полубред, который позволяли себе пока только прежний Suzuki SX4 и Toyota Urban Cruiser. Странно, но о полноприводных вариантах «Вест» позже заговорил даже Олег Груненков. Как же они это сделают, а главное — зачем? Так же лихо АвтоВАЗ в своих опросах для клиентов спрашивал, не поменять ли привод в какой-нибудь модели на любой другой, судя по всему, не задумываясь о технической возможности вообще.

В мае 2015 года директор «ИжАвто» щедро «отсыпал» Vesta девять цветов кузова, из которых три уже применялись на других моделях Lada, а шесть были разработаны специально для нового седана. Буквально через неделю всплыла фотография странички какого-то внутреннего документа, где количество кодов цветов вдруг сократилось до семи. Надеемся, что она не выпала у кого-то из сотрудников по дороге в туалет, устроив «сенсацию».

Но самое смешное — это то, как в разгар кризиса регулярно менялся один из важнейших параметров: будущая цена Lada Vesta. Изначально седан должен был стоить не более 400 тысяч рублей: в мае 2014 года Бу Андерссон заявил, что стартовая цена не выйдет за пределы 350-400 тысяч. Правда, оговорился, что доллар США при этом не должен стоить больше 42 рублей. В декабре 2014 года он стоил более 60, а весной 2015 Андерссон обозначил новый порог цен — 500-550 тысяч рублей. Последнюю информацию о ценах глава АвтоВАЗа выдал во время итальянского тест-драйва машины: по его мнению, стоить автомобиль будет в диапазоне 495-600 тысяч рублей. В результате машина была оценена в 514-663 тысячи рублей.

Позже Бу Андерссон вновь сделал весьма важное обещание — заморозить цены на седан на девять месяцев. Это обяжет поставщиков дать честное пионерское на весь «декретный срок», но если рубль снова упадет хотя бы в полтора раза, вряд ли кто сможет придерживаться такого соглашения. При этом глава Волжского завода намерен «постепенно уходить от лоу-кост бренда, двигаясь к среднему классу». Эти слова явно про какие-то деньги, но неясно какие. Эх, все уходят от бюджетных брендов — кто же будет делать дешевые машины?

Если даже вы собрались купить Lada Vesta, то не сможете выбрать необходимую комплектацию. В начале 2015 года СМИ прочили модели дюжину исполнений, из-за чего в Kia и Hyundai пошли ставить свечки за Rio и Solaris. Потом в Сети появилась копия утвержденных комплектаций модели, коих насчитывалось всего пять. Однако в поле «дата» этой «филькиной грамоты» значилось 27 февраля 2012 года, из-за чего ее почти сразу забраковали. Но в итоге из четырех предварительно запланированных комплектаций оказались доступны только три и несколько пакетов дополнительных опций. В базовой есть одна подушка безопасности, электроусилитель руля, система стабилизации, система помощи при старте в гору, регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка, центральный замок с пультом, 15-дюймовые стальные диски, полноразмерная запаска, бортовой компьютер и система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Lada Vesta — русская машина, но очень много комплектующих в ней предоставлено иностранными поставщиками. Часть из них имеет заводы в России, другие поставляют детали из-за границы. Вот только сколько этих деталей приходится на локальное производство, увы, неизвестно. Одна из первых цифр, выпорхнувшая из уст руководства АвтоВАЗа, равнялась 75%. Однако уже в более поздних интервью Бу Андерссон как бы вскользь заявил о необходимости улучшить локализацию Lada Vesta и достигнуть цели в 65%. Согласно последним данным, озвученным президентом завода во время презентации, уровень локализации должен составить 71%.

Долгое время обсуждалась возможность расширения еще не начавшегося производства модели. По факту оно планировалось и запустилось в Ижевске, но не раз в СМИ фигурировало акционерное общество «Азия Авто Казахстан», которое, по словам его руководства, должно было приступить к сборке Lada Vesta аж в 2015 году. Позже эти планы попали в долгий ящик бесконечных обсуждений, зато после тест-драйва седана главой Чечни Рамзаном Кадыровым всплыли новые — сборка в Чечне. У чеченцев есть богатый опыт сборки Lada Priora, поэтому этот регион выглядит куда более перспективным. В любом случае, говорить о каких-то планах по расширению географии производства рано.

В октябре 2015 года стали известны рынки сбыта седана. «Весталки» должны были отправиться в Европу уже в начале 2016 года. Вице-президент по маркетингу и продажам Денис Петрунин заявил: «Там, где действует Евро-5, экспорт планируется начать сразу в начале 2016 года. На территориях, где введено Евро-6, потребуется пройти процесс сертификации и наращивания объемов. Там наш продукт появится несколько позже, но тоже в 2016 году». Похоже, что с Андерссоном Петрунин свою речь не согласовывал, ведь швед в конце октября уточнил, что продажи Vesta планируется начать в Восточной Европе, в некоторых странах Ближнего Востока, а также в Латинской Америке, забыв про страны с Евро-6. Согласно последним слухам с завода, «Весту» готовят к переходу на самый экологичный экологический стандарт путем изменения прошивки электронной педали газа, электромеханического привода заслонки радиатора, датчика массового расхода воздуха, электронного блока управления двигателем и добавления нового катализатора.

Само имя Vesta преподносилось так, как было выгодно в конкретный момент. Когда АвтоВАЗ раскрыл название седана, то сообщал, что Веста — это женское имя, упоминаемое в мифологии разных народов и, что весьма патриотично, довольно часто в мифах древних славян. На первом тест-драйве седана руководство как-то забыло про славян и, объясняя выбор Италии для встречи с журналистами, доложило о древнеримской богине Весте и древнегреческой Гестии.

Во сколько обошлось АвтоВАЗу создание машины — тёмный лес. В начале 2015 года была названа сумма пять миллиардов рублей, но летом Бу Андерссон признался, что для запуска серийного производства Vesta и X-Ray необходимы инвестиции в размере 30 миллиардов рублей. Деньги-то нашлись, но точно ли этого хватило?

Седан уже вышел, а что дальше? Правильно, дальше появится хэтчбек, а затем универсал. Так думали в начале года, потом решили, что универсал все же выйдет раньше, чем хэтчбек, сославшись на пожелания клиентов. Вседорожную версию даже придворные СМИ АвтоВАЗа вообще не воспринимали всерьез, пока не появился концепт Lada Vesta Cross, показанный живьем на внедорожной выставке в Москве. Теперь у универсала есть точная дата появления — 25 сентября 2016 года, и, по старой доброй традиции, ему хотят вменить полный привод. Будет или нет — никакой разницы, зато потом можно написать еще одну новость о любимой «Весте».

Чем удивил АвтоВАЗ даже собственных подкормленных инсайдеров, так это удлиненной версией седана Vesta. Слухи о ней появились еще в начале 2015 года, но были быстро опровергнуты руководством АвтоВАЗа и лично руководителем по маркетингу и послепродажному обслуживанию проекта Lada Vesta Кристиной Дубининой. Особо осведомленные и разбирающиеся в проблеме придворные ресурсы ответственно заявили: «утка», «в этом нет логики» и тому подобное. Удлиненная на 25 см Lada Vesta VIP была создана и показана Бу Андерссону в октябре 2015 года.

Ну, и напоследок. В конце августа 2015 года, следуя лучшим традициям бабушки Ванги, президент АвтоВАЗа Бу Андерссон заявил, что автомобильный рынок России в 2016 году не только прекратит падение, но и вырастет на 13%, продажи новых машин повысятся с предполагаемых 1,5 миллиона в 2015 году до 1,7 миллиона в 2016 году. Значит, точно все будет плохо.

cars.ru/

Ключевые слова: 
+1
0
-1
Читайте также